Симон Петлюра – историк и литератор

ЗаявникДолотова Ольга Артуровна (Россия)
ФорумМіжнародна наукова конференція "Науковий потенціал славістики: історичні здобутки та тенденції розвитку" (до Дня слов'янської писемності і культури) (2015)
Західне вказано
Назва доповідіСимон Петлюра – историк и литератор
Інформація про співдоповідачів
Презентаціяне завантажено
Статтяне завантажено


Тези доповіді

Многие политические деятели, творцы истории, в особом понимании этого выражения, начинали совсем в другой ипостаси. И, может быть, если бы события складывались по иному, иной след оставили бы они в жизни. Но история не терпит сослагательных наклонений.
Так и о Симоне Петлюре из курса истории мы знаем, как о политическом деятеле, считавшем главным в своей жизни становление Украины как самостоятельного государства, в котором все социальные группы будут равно пользоваться всеми социальными правами. Юрий Финкельштейн в своей работе « Загадка Симона Петлюры или парадокс антисемитизма писал о нем , как о политике –романтике.
Но все это было потом. А первоначально Симон Петлюра избирает для себя стезю литератора и историка : изучает творчество Тараса Шевченко, интересуется религиозными вопросами.
В 1902 году, во Львове, в « Литературно-художественном вестнике» выходит его первая статья, посвященная положению народного образования и медицины на Полтавщине, а затем там же о народном образовании в России.
Публицистика увлекает Петлюру. В львовских изданиях « Добра новина», « Праця», «Гасло», в киевском журнале «Киевская старина» появляются его работы. Он автор статей в «Литературно-народном вестнике», «Записках Научного товарищества имени Т.Г. Шевченко». Общение с Иваном Франко и Михаилом Грушевским обогащает его духовно. Они помогают ему в поиске тем.
Петлюра уделяет большое внимание театральной и литературной критике. Работая в «Раде» одновременно становится заведующим театральным отделом в журнале «Украина», который сформировался на основе журнала « Киевская старина».
В статьях, посвященных украинскому театру, он акцентирует внимание драматургов на том, что в данный исторический период им необходимо заниматься изображением « борьбы, социальных катастроф, революционных конфликтов».
В 1908-11 годах Петлюра сотрудничает с киевским «Словом» и такими столичными ( СПб) изданиями, как «Торгово-промышленная газета», «Обозрение». В общественно-политическом журнале «Мир» ему предложено вести украинский отдел и освещать актуальный , на тот момент» «галицийский вопрос».
Его работы выходят в историко-публицистическом издании «Голос минувшего» и пользуются большим успехом у прогрессивной части общества.
Царское правительство Российской империи всячески сдерживает развитие национальных периодических изданий (не только украинских) , и к 1912 году это приводит к тому, что на Украине практически не остается изданий украинского направления, но стараниями украинцев, живущих в центральных городах, меценатов Петербурга, Москвы и Киева был создан журнал « Украинская жизнь», который Симон Петлюра и Александр Соликовский редактировали совместно.
На страницах этого журнала Петлюра выступает не только в роли редактора, он активный и талантливый публицист, которого волнует судьба, развитие и становление украинского народа как нации.
В ряде материалов он излагает путь становления Украинского государства и нации, проявляя себя грамотным стратегом. Свои позиции обосновывает в первом номере за 1914 год, в статье « К практическим задачам украинства». Петлюра прекрасно понимает , что только через периодику, выходящую постоянно , не от случая к случаю , с ярким по содержанию, но не большим по размеру материалом, можно донести свои взгляды до большого числа людей. Поэтому одной из главных задач для расширения влияния украинства, он считает использование местной русскоязычной прессы, так как, по мнению автора, идет период роста украинского движения, которое становится значимой общественно силой, реальным фактором имперской жизни. Для того , чтобы привлечь новых сторонников необходимы разные способы воздействия, и один из них - местная пресса на русском языке, так как для части украинского общества периодика на родном языке пока не стала повседневной необходимостью. Возрождение украинского самосознания « не совпадало» с развитием украинской прессы , этой легальной формы работы с населением. Глубокий анализ русскоязычной и украинской периодики приводит автора к мысли, что ее развитие постепенно приведет и к интересу к ней и темам, которые она затрагивает.
Отстаивать свои воззрения он продолжает в статье « К практическим задачам украинства ( Об отношении к Украинскому научному обществу)» и в полемическом ответе профессору Погодину ( «Случайные заметки» 1914 ,№4, с 79-83 ), занимавшему двойственную позицию по отношению к украинскому вопросу , особенно в области прав и свобод.
1914 год – переломный в жизни Российской империи, становится началом конца. В седьмом номере «Украинской жизни» выходит одна из самых значимых публицистических работ Петлюры « Война и украинцы», в которой он призывает осмыслить происходящее и сделать правильный выбор. Украинский народ раздроблен : одна его часть живет на территории Австро-Венгрии, другая – в России. Страны враждуют, но народ должен думать о своем единстве. Подобная двойственность давала некоторым слоям российского общества предполагать ориентированность украинцев на Австро-Венгрию, что естественно не было правдой. И упрекать украинский народ в антипатриотизме было , по крайней мере, кощунственно. Петлюра утверждал ( и был в этом абсолютно прав), что осознание национального единства не приравнивается к сепаратизму. Украинское сообщество ставило на первое место защиту государства и его разноплеменное население, а имперские чиновники, негативно настроенные к не титульным нациям иронизировали по поводу их патриотических настроений. Украинское общество чувствовало себя несправедливо отринутым от решения общих для всех военных задач .
В работах, вышедших в 1915 году - « Год молчания» и в « Докладной записке о задачах внутренней политике в отношениях к украинскому населению» он отмечал, что исторические и бытовые условия привели к осознанию украинцами своей национальной особенности. Наиболее ярко это проявилось не в политике, а в развитии литературы, как некой специфической возможности выразить свои взгляды, в культмассовой и общественной работе. Правительство империи относилось к этим проявлениям с глубоким предубеждением, и тогда украинская интеллигенция ( и не только она, а и рабочие и крестьянство) стали отдавать предпочтение прессе и литературе, издававшейся в Голиции, где украинский язык пользовался правом титульного. Для Галиции участие «русских украинцев» в литературной и научной жизни стало очень важным моментом и весьма благоприятным, а «русская» Украина лишилась части научных сил.
В работах этого периода Петлюра отстаивает право каждого народа, входящего в состав Империи на самоопределение, на возможность самостоятельного развития. Это наиболее яркие и политически зрелые работы.
К 1917 году у него ( и он пишет об этом) появилась надежда на перемены, которые могут привести к обретению самостоятельности. Революция в этом контексте была именно тем мостиком, который предоставлял возможность подобного шага. Симон Петлюра переходит к политике. Начинается новая страница его жизни.

Список литературы:
1.Симон Петлюра. Статьи, письма, документы. Н-й: Украинская Свободная Академия наук в США. 1956.
2. « Украинская жизнь» журнал. Москва. 1912-1917 г.г. По страницам журнала.