Документальные сборы парафий Римско-Католического Костёла в БССР

ЗаявникСытько Кирилл Валерьевич (Беларусь)
ФорумМіжнародна наукова конференція "Бібліотека.Наука.Комунікація"
ЗахідСемінар: Документальні історико-культурні фонди: традиції та новації місць зберігання, формування, використання
Назва доповідіДокументальные сборы парафий Римско-Католического Костёла в БССР
Інформація про співдоповідачів
Презентаціяне завантажено
СтаттяЗавантажити статтю


Тези доповіді

УДК: 930.2:27
Сытько Кирилл Валерьевич, м.н.с. ЦНА НАН Беларуси, г. Минск
Sytsko Kiryl W., Junior Researcher CSA of the NAS of Belarus, Minsk

ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ СБОРЫ ПАРАФИЙ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОГО КОСТЁЛА В БССР
DOCUMENTARY COLLECTIONS OF THE PARISHES OF THE ROMAN CATHOLIC CHURCH IN THE BSSR

Рассматриваются вопросы, связанные с документальными сборами католических парафий в БССР, поднимаются вопросы их конфискации, хищения, уничтожения.
Issues related to the documentary collections of the Catholic pariches in the BSSR are considered, and questions of their confiscation, theft, and destruction are raised.

Ключевые слова: Римско-католический Костёл, конфессиональное источниковедение, ОАГС УНКВД, парафия, плебан, комиссия по изъятию архивов.
Keywords: Roman Catholic Church, confessional source study, OAGS of the NKVD, parafia, pleban, commission for the seizure of archives.

Римско-Католический Костёл в Беларуси, как один из крупнейших участников культурной, социальной, экономической жизни региона, за всё время своего существования создал развитую систему исторических источников, которые освещают как деятельность культовых учреждений, так и многие микроисторические и повседневные аспекты жизнедеятельности социума. В советский период положение Костёла в обществе существенно изменилось. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с судьбой документальных сборов парафиальных учреждений в БССР в 1919–1991 гг.
Начиная с 1919 г. происходит конфискация архивных материалов духовных учреждений. Циркуляр НКВД от 18 ноября 1919 г. требовал от всех окружных ОАГС изъять из архивов ликвидированных духовных консисторий в своё ведение все метрические книги и документы, которые их сопровождают, за период с 1863 г. и позже [1, c. 56]. Данный циркуляр коснулся и ряда закрывающихся парафий, из которых изымались все метрические книги о рождениях, крещениях, погребениях. В 1920-е гг. члены Центрального бюро краеведения организовали ряд экспедиций, в ходе которых описывались материалы действующих церквей и костёлов. Данные документы планировалось передать в музеи и архивы. Вместе с тем отмечалось, что зачастую происходило хищение исторических источников. Например, в 1925 г. некто Шапиро (инициалы неизвестны), председатель Дьяковицкого ЦВК, изъял часть архивных документов и старопечатных книг в парафии Князь-Ваверская и вывез их в неизвестном направлении [2, c. 31].
В 1939 г., с присоединением к БССР территории Западной Беларуси, начинается конфискация документов в парафиях данной локации. Для этих целей был создан ряд специальных «комиссий по изъятию архивов» ОАГС УНКВД по каждой из областей. Комиссии действовали согласно постановлениям райисполкомов. Так, комиссия по Барановичской области в марте 1940 г. изъяла часть архивных материалов Несвижского деканата [3, л. 1]. Летом 1940 г. ряд материалов был изъят в парафиях Волковысского, Мостовского, Берестовицкого деканатов. Эти документы были перемещены в Волковыск, где сгорели в результате бомбардировки города в начале Великой Отечественной войны [4, c. 190].
Существование комиссий по изъятию архивов не помешало местным жителям и частям Красной армии использовать исторические источники на хозяйственные потребности. Установлены также факты вывоза национально-культурного наследия Беларуси за пределы её территории. Так, 33 тысячи единиц хранения библиотеки Пинского францисканского монастыря, были вывезены в Центральный антирелигиозный музей [5, c. 118]. Ряд ценных документов, в том числе метрических выписей, в объёме 905 тонн был переработан на фабрике «Альбертин» в г. Слоним на вторсырьё [6, л. 19].
В этой ситуации плебаны костёлов начали скрывать документы. Часть материалов была обнаружена автором в ходе полевых археографических экспедиций на костёльных хорах и в сакристиях, а материалы Вишнёвского костёла обнаружены во время ремонтных работ в стене здания [7, c. 68]. Существовала практика передачи документов на хранение местным жителям (в Сейловичах, Правых Мостах, Щучине и т. д.). Данные материалы сохранились на сегодняшний момент в большинстве случаев в хорошем состоянии и находятся в тех местах, где были спрятаны [8, c. 200–203].
С началом антирелигиозной кампании 1954–1964 гг. часть костёлов Западной Беларуси была закрыта, парафии ликвидированы, здания перепланированы под склады, магазины, дома культуры и т. д. Материалы, обнаруженные в процессе конфискации зданий, передавались на хранение в органы ОАГС и архивы, либо уничтожались (например, в парафии Непорочного Зачатия в д. Слобода). В некоторых костёлах в 1950–1960-е гг. священнослужители Римско-католического Костёла успевали изъять исторические документы из парафиальных архивов до закрытия и передать их на хранение в действующие культовые объекты. Например, часть материалов Круповского костёла сохранилась в Лидской Фаре.
В 1970-е гг., согласно переписке Уполномоченных Советов по делам религий при Совмине БССР, появляется ряд «…шарлатанов и проходимцев…», которые под видом работников государственных музеев и архивов, а также учётчиков церковных ценностей посещали церкви и костёлы и изымали ценные исторические источники и богослужебные предметы. В целях недопущения хищений исторических ценностей, Уполномоченные возлагали ответственность за их сохранность на плебана и религиозное общество [9, л. 5]. На сегодняшний момент ведется поиск и реституция данных исторических источников. Например, в 2012 г. в частной коллекции за пределами Республики Беларусь была выкуплена метрическая книга о крещениях Ишколдского костёла за 1759–1807 гг. [10]. На сегодняшний момент этот документ хранится в фондах Национального исторического архива Беларуси в г. Минске.
Таким образом, документальные сборы римско-католических парафий в БССР, как и Костёл в целом, переживали тяжелые времена. Материалы, которые не были спрятаны плебанами на костёльных хорах, сакристиях, чердаках и у местных жителей, частично конфискованы и переданы в органы ЗАГС и государственные архивы, частично переработаны на вторсырьё. Часть материалов была использована на хозяйственные нужды местными жителями, часть похищена из костёлов личностями, называвшими себя представителями музеев и архивов и таковыми не являвшимися. Сохранившийся комплекс материалов, как в государственных архивах, так и в местных культовых зданиях имеет большую ценность для изучения истории Беларуси.

Список источников и литературы

1. Елпатьевский, А. В. К истории документирования актов гражданского состояния в России и СССР / А. В. Елпатьевский // Актовое источниковедение: Сборник статей / Институт истории СССР; ред. кол.: С. М. Каштанов (отв. ред.) [и др.]. М., 1979. С. 55–59.
2. Мікіцкі, У., Пяцэвіч, Р., Ажэўскі, П. Падарожжы па Случчыне / П. Ажэўскі, Р. Пяцэвіч, У. Мікіцкі // Наш край. 1928. № 2 (29). С. 24–44.
3. ЦНА НАН Беларуси. Ф 3С. Воп. 24. Спр. 19.
4. Быховцев, Н. И. Первые Советы. – Рига: Институт беларусcкой истории и культуры, 2012. 368 с.
5. Шумейко, М. Ф. Сентябрь 1939 г года в судьбе белорусских архивов / М. Ф. Шумейко // Архивы и делопроизводство. – 2009. № 5. С. 113–121.
6. НАРБ. Ф. 4. Оп. 5. Д. 2198.
7. Лісейчыкаў, Дз. В. Сенсацыйная знаходка ў мурах Вішнеўскага касцёла / Дз. В. Лісейчыкаў // Архивы и делопроизводство. 2015. № 5. С. 67–71.
8. Сыцько, К. В. Палявыя археаграфічныя даследаванні: методыка і асаблівасці правядзення / К. В. Сыцько // Вес. Нац. акад. навук Беларусі. Сер. гуманіт. навук. 2018. Т. 63, № 2. С. 196–205.
9. ЦНА НАН Беларуси. Ф 3С. Воп. 24. Спр. 27.
10. Інфармацыя аб перадачы на захаванне ў НГА Беларусі метрычнай кнігі // Афіцыйны сайт дзяржаўнай установы Нацыянальны гістарычны архіў Беларусі [Электронны рэсурс]. – Рэжым доступа: http://niab.by/news/2012/ . – Дата доступа: 23.10.2017.